Электронный дневник

Баннер эл дневник 3 3


Министерство образования РФ

2

Главное меню

МЫ в "Контакте"

433e1452913f98d92ad261b3d6398a7d

Пенсионный фонд РФ

3 8

Социально-психологическое тестирование обучающихся

ЕПГУ

рТЙМПЦЕОЙЕ 18146466 v1

Зачисление в школу

 

Персональные данные. Дети

Портал правовой информации

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Полезные ссылки





Защита персональных данных

Интервью Елены Низиенко "Вестнику образования"

 

Елена Низиенко: «Каждая школа должна работать на результат, сформулированный в стандарте».

О том, что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования, в интервью «Вестнику образования» рассказала заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России ЕЛЕНА НИЗИЕНКО.

 

- Елена Леонидовна, какие изменения в связи с введением нового стандарта почувствуют ученики начальных классов?

- Дети, которые учатся в начальной школе сегодня и которые пойдут в первый класс в новом учебном году, не почувствуют никаких революционных перемен. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней - руководителям системы образования, директорам школ, учителям. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

Дело в том, что стандарт 2009 года принципиально отличается от стандарта 2004 года. Раньше в стандарте детально описывалось содержание образования – темы, дидактические единицы, служившие основой для разработки учебников и образовательных программ по предметам. В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

- Но ведь и раньше школа формировала личностные качества, и раньше стоял вопрос об улучшении условий образовательного процесса.

- Да, но ни в одном нормативном документе это не фиксировалось. Новизна стандарта в том и заключается, что все эти требования теперь описаны в одном документе.

Мы всегда много говорили о важности внеклассной работы, при этом она находилась за пределами всяких нормативных документов, в стандарте 2004 года о ней вообще речи не было. Продвинутые школы уделяли большое внимание внеклассной работе, упоминали о ней в своих программах развития, но были и такие школы, которые не придавали этому особого значения, хотя и там открывались кружки после уроков, группы продленного дня. Теперь же нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, от эффективности внеклассной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов не достичь.

- Какие шаги должен предпринять директор школы, получив утвержденный стандарт?

- Первое, что должен сделать директор, - организовать разработку образовательной программы своего учреждения. Основой для этого, руководством к действию должна стать примерная образовательная программа – один из документов, сопровождающих стандарт. Разумеется, школа может добавить в программу что-то свое: в начальной школе часть образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, составляет 20%, в стандартах для среднего и старшего звена эта доля будет расти. В стандарте определено примерное количество часов на внеурочную деятельность, обязательный минимум и возможный максимум учебной нагрузки.

Основная образовательная программа образовательного учреждения – это обязательства учреждения, которые оно на себя берет. Заключая договор со школой, родители знакомятся с программой, чтобы понимать, на какой результат нацелена школа. Родители могут предъявить школе претензии в случае невыполнения положений программы.

Новый стандарт определяет, что в структуре образовательной программы школы обязательно должны быть программы духовно-нравственного воспитания и развития, формирования универсальных учебных действий, коррекционной работы и другие. Директор, административная команда школы организовывают разработку этих программ, привлекая органы самоуправления в том числе. И на основе этих документов школа осуществляет деятельность по соответствующим направлениям, обеспечивая достижения результатов, требования к которым  заданны стандартом.

 - Переход на новый стандарт – это переход на новые учебники?

- Новые результаты должны достигаться новыми средствами, а учебник – одно из важнейших средств обучения. Правила экспертизы учебников остаются прежними – чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать стандарту, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако поскольку стандарт не описывает подробно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданны стандартом.

С тем, что учебники будут постепенно меняться, исходя из новых требований, согласны и разработчики стандарта, и издатели учебной литературы. На мой взгляд, и в ныне действующем федеральном перечне есть учебники для начальной школы, которые могут быть использованы и после введения нового стандарта. Тем не менее, вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается.

При этом необходимо понимать, что учебник – это всего лишь средство реализации стандарта. В то время, когда стандарта не было, учебник фактически заменял собой и стандарт, и примерные программы. Учителя так и говорили: «работаем по учебнику». Сегодня у учителя есть возможность выбирать учебник и другую учебную литературу, и в переходном периоде вполне возможно, что он воспользуется не одним учебником.

- Принципиальное новшество, введенное Законом, - требования к условиям реализации основных образовательных программ. Как они сформулированы в новом стандарте?

- Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно, и ответственность за создание условий в зависимости от имеющихся средств несет директор школы и учредитель, то есть в большинстве случаев муниципалитет.

Если требования не соблюдены, то и результат будет другой. В данном стандарте была предпринята попытка сформулировать условия функционально: например, не указывать, какие конкретно карты должны быть в каждом кабинете географии, но определить, чему должен научиться ребенок с помощью этих карт. В этой ситуации одна школа может приобрести традиционные бумажные карты, а другая – предложить детям электронные карты, которые можно анализировать с помощью компьютера, интерактивной доски, интерактивной парты.

В стандарте описываются требования – к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, к учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям. Особенно важны требования к кадрам. При этом известно, что с качеством педагогических кадров в нашей стране дела обстоят не очень хорошо: средний балл ЕГЭ, с которым в этом году абитуриенты поступали в педагогические вузы, невысок, и далеко не все эти абитуриенты идут в педагогику по призванию. При этом, конечно, в школах работают и будут работать мастера своего дела, использующие инновационные методики. Поэтому для одних учителей нужны добротные методические пособия, описывающие каждый шаг и позволяющие работать на достижение результатов, а для других – ресурсы, позволяющие самостоятельно моделировать образовательный процесс.

- Сумел бы реализовать данный стандарт учитель 1980-х годов?

- Если он использовал бы только те средства, которые были доступны в 1980-е годы, то нет. Если же он начнет работать в современных условиях и пройдет соответствующую подготовку, то да, сумеет. Двадцать лет назад речи не было об информационно-образовательной среде, тогда только самые передовые учителя и школы задумывались о компетентностном подходе и метапредметных результатах - учитель действовал в рамках известной триады «знания – умения – навыки». Были попытки проведения интегрированных уроков – например, конкретный период на уроках истории изучался одновременно с литературой и музыкой этого периода, но это вряд ли можно было назвать метапредметным подходом, просто учителям хотелось, чтобы дети лучше поняли темы из разных предметов в их сочетании. Теперь же стандарт дает учителю понимание результата, исходя из которого, он будет строить образовательный процесс.

- Руководители Минобрнауки России неоднократно говорили о необходимости учесть в стандарте достижения комплексных проектов модернизации образования (КПМО) в 31 регионе. Это удалось?

- По масштабам и значимости для российской системы образования комплексные проекты можно сравнить с полномасштабным переходом к ЕГЭ: мы получили огромный массив информации. Сейчас можно говорить о самых первых и главных результатах КПМО. Это отработка механизмов, позволяющих реально повысить зарплату качественно работающим учителям, переход от простого сметного финансирования системы образования к формированию бюджетов на основе норматива; общественность стала реальным участником формирования образовательной политики на всех уровнях, определены подходы к оценке качества образования, к созданию современных условий обучения. Эти результаты требуют глубокого анализа и последующего распространения (напомню, что мероприятия по комплексной модернизации образования в субъектах Российской Федерации еще не завершены).

Однако в стандарте сделана попытка формализовать первые результаты, например, в части определения требований к условиям. Здесь учтены именно те требования, которые предъявлялись к участникам КПМО по созданию современных условий обучения.

- Не слишком ли сложной окажется распределение стимулирующей части фонда оплаты труда с участием общественности для тех регионов, где такой практики пока нет?

- В этом нет ничего сложного, и такая практика уже внедряется даже в тех регионах, которые не участвуют в КПМО. Показателен опыт Пермского края, который вступил в КПМО только в 2008 году, но уже в 2007 году начал внедрять новую систему оплаты труда в соответствии с модельной методикой. А Чеченская республика фактически вошла в проект после того, как был определен 31 победитель, и нововведения там появлялись без поддержки из средств нацпроекта «Образование».

Общественное участие, конечно, нужно развивать. Стандарт фиксирует, что образование перестало быть «закрытой системой», «вещью в себе». Несмотря на то, что реализацией стандарта должны заниматься представители системы образования, органов государственной и муниципальной власти, у него много других адресатов, в числе которых некоммерческие организации, родители. Стандарт во многом обращен к общественности, потому что система образования не может сама себя оценивать.

Прочитав стандарт, директор школы, ее учредитель поймут, каким должен быть результат и условия его реализации, а родитель поймет, каким будет их ребенок по окончании начальной школы, чему его научат. И речь опять же идет не о том, какие литературные произведения он прочитает и какие математические формулы запомнит. Для родителей гораздо более понятно, какими качествами, какими умениями он должен обладать, а стандарт именно это и определяет.

- Какова здесь грань между желаемым и действительным? Можно нарисовать портрет идеального выпускника, что и было сделано разработчиками стандарта, но вряд ли каждая школа с 1 сентября 2010 года начнет готовить исключительно таких людей.

- Портрет выпускника – это, действительно, идеал, к которому школа должна стремиться. Именно таким мы все вместе, то есть общество, хотим видеть каждого ребенка – почему бы не зафиксировать наши представления? А требования к результатам более конкретны, и школа обязана их достичь.

- В одной из версий проектов стандарта было сказано, что выпускники начальной школы должны уметь использовать в своих выступлениях аудио-, видео- и графические изображения. Очевидно, на этапе доработки стандарта было решено, что это явно завышенное требование?

- Современные дети - другие. Если 15 лет назад мы не знали о существовании мобильных телефонов, то сегодня это реалии нашей жизни. Компьютер для детей - привычный инструмент, среда обитания, а их учителям для освоения компьютера приходилось переживать чуть ли не психологическую драму. Наверное, не стоит считать использование аудио- и видео- в выступлениях обязательным требованием к четверокласснику, все-таки нужно соотносить требования с возрастными особенностями, и потому целесообразнее говорить о приобретении первоначального представления о компьютерной грамотности. Но, на мой взгляд, у современных десятилетних детей тут проблем не возникнет.

Наверное, школе придется приложить больше усилий для достижения личностных результатов – например, развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций. Уровень достижения этих результатов нельзя объективно «померить», но их можно увидеть. В советские годы их отражали в характеристиках, хотя требования к качествам личности не были сформулированы как требования к результатам образования.

- В какой мере в формировании таких качеств должна участвовать школа? Стоит ли возлагать на нее ответственность? Может быть, здесь в большей степени играют роль врожденные особенности характера конкретного ученика, качества личности, влияние семьи, улицы, масс-медиа?

- Конечно, ребенка формирует не только и не столько школа, но и семья, социум, в котором он живет. Тем не менее нельзя считать, что те или иные личностные результаты для одних детей достижимы, а для других нет. У классных руководителей и в прежние времена был план воспитательной работы, в котором они ставили задачу формирования у своих учеников определенных качеств. Есть много факторов, определяющих особенности личности ученика, и задача учителя в этой ситуации – не просто формировать или развивать необходимые качества в рамках образовательного процесса, но и взаимодействовать для этого со средой, в которой растет ребенок: с его родителями, с его окружением. Ведь ученик – это не только «продукт» школьного образования, но и часть социальной среды.

Учитель должен понимать и другое: что в информационном обществе он перестал быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

- В последние годы много говорится о необходимости духовно-нравственного воспитания в школах, сейчас этот вопрос актуализировался в связи с предстоящим экспериментом по изучению основ религиозной культуры. Были даже предложения ввести в стандарты для всех уровней школьного образования раздел «Духовно-нравственное воспитание» и выделить на него два часа в неделю.

- Духовно-нравственное воспитание не может ограничиваться каким-то одним предметом, даже если учитель этого предмета рассказывает об основах нравственности и культуры, в том числе духовной, религиозной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование и развитие в ребенке личностных качеств, которые не позволят ему совершать безнравственные поступки. Материал для этого может быть самым разным – от изучения основ религиозных культур до социально значимых практик, в числе которых – например, помощь ветеранам. Источником духовно-нравственного воспитания должна быть школьная среда, весь школьный уклад.

- Когда министерство планирует представить на обсуждение и утвердить стандарты для средней и старшей школы?

- В настоящее время идет доработка стандарта для основной школы, и в этом документе, конечно, предусмотрены преемственные, но качественно иные требования к результатам и условиям, потому что подростковая школа работает иначе, нежели начальная. В начальной школе происходит переход от игровой деятельности к учебной, в подростковой школе ребенок должен иметь возможность попробовать как можно больше различных видов деятельности. Соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, будет иным. Очевидно, стандарт для средней школы будет вынесен на обсуждение до конца этого учебного года и затем утвержден. В этом случае те школы, которые готовы к внедрению стандарта для основной школы, смогут его вводить.

Следующий этап - работа над стандартом для старшей школы: уже проводятся обсуждения концепции учебного плана.

Беседовал Борис Старцев

Вебинар

rsoko nach3

Профилактика экстремизма и терроризма

Profilaktika 2

Баннер ссылка на РПГУ

Онлайн-приемная директора школы

school

Горячая линия ГИА управления образования

gia

ГИА 9

1372250988 gia

Учредитель

лого